3 августа – 28 октября 2018
БАЖОВ-ФЕСТ – это своего рода исследовательская лаборатория, в рамках которой участники ищут способы воплощения фантазийных миров, анализируя историческую, культурную, лингвистическую и археологическую специфику региона.
Проект «Бажовские образы Геннадия Мосина» в рамках фестиваля призван раскрыть творческие поиски художника на его длинном пути познания родного края через художественные образы Бажова, его истории и мифологии. В своё время Павел Петрович Бажов провёл огромную работу по внедрению горнозаводской истории края в сознание современников. Он создал яркие художественные образы, во многом объединившие фантастическое и бытовое, взятое из рассказов заводчан и подтверждённое архивными документами. Литературоведы утверждают, что за каждым сказом Бажова стоят исторические факты и природные явления. С ранних лет полюбив мир бажовских сказов, художник на протяжении жизни снова и снова обращался к нему как в живописи, так и в графике.
Геннадий Сидорович Мосин родился 26 января 1930 г. в селе Каменноозёрском (Богдановичский район Свердловской области) в крестьянской семье, с 1931 г. жил с мамой в г. Берёзовском. С раннего детства он мечтал стать художником, настоящим мастером. После окончания Свердловского художественного училища обучался в Академии художеств в Ленинграде. Защитив диплом, вернулся на Урал, с 1960 г. жил с семьей в Свердловске.
Геннадий Мосин получил известность прежде всего как автор больших живописных полотен, портретов современников, уральских пейзажей. Однако тема Бажова пронизывает весь творческий путь художника. Дипломная работа в Академии художеств (1957) получила название «Каменный цветок», в том же году по мотивам сказов Бажова художник расписал стены одной из комнат Дома пионеров в закрытом городе Свердловск-45 (ныне Лесной). Бажовские герои узнаются на эпическом полотне «Сказ об Урале» (1967). Картина «Малахитовая шкатулка» (1979) представляет центральный образ одноименного сказа – Танюшку. С начала 1970-х годов Геннадий Мосин, работая по договорам со Средне-Уральским книжным издательством, планомерно осуществляет свою давнюю мечту – воплотить мир бажовских сказов в книжной графике. В серии «Уральские сказы» с его иллюстрациями вышли «Серебряное копытце» (1972) и «Малахитовая шкатулка» (1976), к 100-летию со дня рождения П.П. Бажова (1979) сказ «Малахитовая шкатулка» был издан в сувенирном варианте книжки-малютки. Герои Бажова запечатлены на многих рисунках этого времени: дед Слышко, Медной горы Хозяйка, Танюшка, Степан, Данила-мастер, Айлып. Мосин собирался написать портрет Бажова, но успел создать лишь эскиз к нему. В последние годы жизни художник работал над иллюстрациями к 26 сказам Бажова. Сборник «Малахитовая шкатулка» должен был выйти в 1981 г., но подготовка книги в издательстве затянулась. «Малахитовая шкатулка» в художественном оформлении и с иллюстрациями Геннадия Мосина, ставшая последним творческим свершением мастера, вышла спустя два месяца после смерти художника: он скончался 20 декабря 1982 г. после тяжелой продолжительной болезни.
Парадоксально, но тысячелетия истории региона всё ещё недостаточно описаны. Осознание этой информационной лакуны и объединяет исследователей и художников в их поисках. Возможно, Урал совсем не то, чем кажется. Можно ли ограничивать «суть» территории исключительно индустриальными достижениями? Какие богатства языка, традиций, образов, рождённых на Урале, всё ещё скрыты от современной культуры?
Проект «Бажовские образы Геннадия Мосина» в рамках фестиваля призван раскрыть творческие поиски художника на его длинном пути познания родного края через художественные образы Бажова, его истории и мифологии. В своё время Павел Петрович Бажов провёл огромную работу по внедрению горнозаводской истории края в сознание современников. Он создал яркие художественные образы, во многом объединившие фантастическое и бытовое, взятое из рассказов заводчан и подтверждённое архивными документами. Литературоведы утверждают, что за каждым сказом Бажова стоят исторические факты и природные явления. С ранних лет полюбив мир бажовских сказов, художник на протяжении жизни снова и снова обращался к нему как в живописи, так и в графике.
Геннадий Сидорович Мосин родился 26 января 1930 г. в селе Каменноозёрском (Богдановичский район Свердловской области) в крестьянской семье, с 1931 г. жил с мамой в г. Берёзовском. С раннего детства он мечтал стать художником, настоящим мастером. После окончания Свердловского художественного училища обучался в Академии художеств в Ленинграде. Защитив диплом, вернулся на Урал, с 1960 г. жил с семьей в Свердловске.
Геннадий Мосин получил известность прежде всего как автор больших живописных полотен, портретов современников, уральских пейзажей. Однако тема Бажова пронизывает весь творческий путь художника. Дипломная работа в Академии художеств (1957) получила название «Каменный цветок», в том же году по мотивам сказов Бажова художник расписал стены одной из комнат Дома пионеров в закрытом городе Свердловск-45 (ныне Лесной). Бажовские герои узнаются на эпическом полотне «Сказ об Урале» (1967). Картина «Малахитовая шкатулка» (1979) представляет центральный образ одноименного сказа – Танюшку. С начала 1970-х годов Геннадий Мосин, работая по договорам со Средне-Уральским книжным издательством, планомерно осуществляет свою давнюю мечту – воплотить мир бажовских сказов в книжной графике. В серии «Уральские сказы» с его иллюстрациями вышли «Серебряное копытце» (1972) и «Малахитовая шкатулка» (1976), к 100-летию со дня рождения П.П. Бажова (1979) сказ «Малахитовая шкатулка» был издан в сувенирном варианте книжки-малютки. Герои Бажова запечатлены на многих рисунках этого времени: дед Слышко, Медной горы Хозяйка, Танюшка, Степан, Данила-мастер, Айлып. Мосин собирался написать портрет Бажова, но успел создать лишь эскиз к нему. В последние годы жизни художник работал над иллюстрациями к 26 сказам Бажова. Сборник «Малахитовая шкатулка» должен был выйти в 1981 г., но подготовка книги в издательстве затянулась. «Малахитовая шкатулка» в художественном оформлении и с иллюстрациями Геннадия Мосина, ставшая последним творческим свершением мастера, вышла спустя два месяца после смерти художника: он скончался 20 декабря 1982 г. после тяжелой продолжительной болезни.
Парадоксально, но тысячелетия истории региона всё ещё недостаточно описаны. Осознание этой информационной лакуны и объединяет исследователей и художников в их поисках. Возможно, Урал совсем не то, чем кажется. Можно ли ограничивать «суть» территории исключительно индустриальными достижениями? Какие богатства языка, традиций, образов, рождённых на Урале, всё ещё скрыты от современной культуры?