06 октября – 07 ноября 2021
Музей, Горького, 4а
1 этаж, Малый зал
6+
Музей, Горького, 4а
1 этаж, Малый зал
6+
VI Уральская индустриальная биеннале современного искусства вдохновила Музей архитектуры и дизайна провести выставку гравюр Валентина Новиченко «Комбинат» из фондов музея. В основном это офорты второй половины 1960-х, посвященные рабочим будням Орско-Халиловского металлургического комбината в г. Новотроицке, а также более поздние гравюры с индустриальными пейзажами Свердловской области.
Валентин Алексеевич Новиченко (1927-2010) – известный уральский художник-график. С 1953 по 1960 год работал на Уралхиммаше художником-оформителем. Окончил Свердловское художественное училище (1956–1961). Член Союза художников СССР (с 1966). В 1953 году поступил на Уралхиммаш (г. Свердловск) художником-оформителем. Работал в редакции газеты «Советское Зауралье» и на Свердловской киностудии (1961–1963). Среди направлений его творчества – живопись, гравюра, рисунок, акварель, монотипия, акватипия, а также полиштрихография – живопись по металлу, изобретенная им самим. Основной жанр творчества – индустриальный пейзаж.
Валентин Новиченко – дитя своего времени. Его творчество – важнейшее свидетельство эпохи позднего социализма, когда казалось, что люди всегда будут утром вставать и по заводскому гудку идти на смену, когда они верили, что живут правильно и их жизнь, наполненная ежедневной работой в цеху, достойна стать предметом для искусства, быть запечатленной на картине или киноленте. Эти гравюры – память об уходящей натуре индустриальной цивилизации, которая сегодня вызывает так много споров.
Художник на заводе – посредник между профессиональной культурой и массовой, между интеллигенцией и рабочим классом, его деятельность одновременно и прикладная, и художественная. Главное, он обладатель выгодной позиции: он свой, заводской, и в то же время смотрит на производственную жизнь со стороны, взглядом созерцателя. На гравюрах В. Новиченко преимущества этой позиции очень заметны: пространство организовано таким образом, что мы оказываемся внутри него, очень близко к предметам и людям, но в то же время мы ощущаем себя зрителями, наблюдающими спектакль из первого ряда партера.
Работы Новиченко уже знакомы горожанам: в 2012-м, в рамках II Уральской индустриальной биеннале современного искусства, была представлена выставка гравюр в технике полиштрихографии «Художник Валентин Новиченко и конец индустриального искусства», посвященных Уральскому заводу химического машиностроения (Уралхиммаш), созданных художником Валентином Новиченко в 1980-е.
Валентин Алексеевич Новиченко (1927-2010) – известный уральский художник-график. С 1953 по 1960 год работал на Уралхиммаше художником-оформителем. Окончил Свердловское художественное училище (1956–1961). Член Союза художников СССР (с 1966). В 1953 году поступил на Уралхиммаш (г. Свердловск) художником-оформителем. Работал в редакции газеты «Советское Зауралье» и на Свердловской киностудии (1961–1963). Среди направлений его творчества – живопись, гравюра, рисунок, акварель, монотипия, акватипия, а также полиштрихография – живопись по металлу, изобретенная им самим. Основной жанр творчества – индустриальный пейзаж.
Валентин Новиченко – дитя своего времени. Его творчество – важнейшее свидетельство эпохи позднего социализма, когда казалось, что люди всегда будут утром вставать и по заводскому гудку идти на смену, когда они верили, что живут правильно и их жизнь, наполненная ежедневной работой в цеху, достойна стать предметом для искусства, быть запечатленной на картине или киноленте. Эти гравюры – память об уходящей натуре индустриальной цивилизации, которая сегодня вызывает так много споров.
Художник на заводе – посредник между профессиональной культурой и массовой, между интеллигенцией и рабочим классом, его деятельность одновременно и прикладная, и художественная. Главное, он обладатель выгодной позиции: он свой, заводской, и в то же время смотрит на производственную жизнь со стороны, взглядом созерцателя. На гравюрах В. Новиченко преимущества этой позиции очень заметны: пространство организовано таким образом, что мы оказываемся внутри него, очень близко к предметам и людям, но в то же время мы ощущаем себя зрителями, наблюдающими спектакль из первого ряда партера.
Работы Новиченко уже знакомы горожанам: в 2012-м, в рамках II Уральской индустриальной биеннале современного искусства, была представлена выставка гравюр в технике полиштрихографии «Художник Валентин Новиченко и конец индустриального искусства», посвященных Уральскому заводу химического машиностроения (Уралхиммаш), созданных художником Валентином Новиченко в 1980-е.
Фотографии С.А. Крылова с открытия выставки | 6 октября 2021 г. | Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ | Екатеринбург, Горького 4А