20 декабря 2023 – 31 марта 2024
Музей, Горького, 4а
6+
Музей, Горького, 4а
6+
Сборные экскурсии проходят каждую среду, начало в 17:00
Экскурсии (индивидуальные и групповые) по предварительной записи
Выставка продолжает цикл музейных проектов в рамках фестиваля «Дни архитектурного наследия», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
С.В. Домбровский родился в Санкт-Петербурге 26 февраля (по старому стилю) 1883 года. В дипломе, полученном по окончании Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга (1905–1914) значилась специализация: «художник-архитектор» – универсальность образования была характерной чертой времени. И в дальнейшем, работая в разных архитектурных жанрах от малых архитектурных форм до крупных градостроительных проектов, он не оставлял рисунок и акварель, делая наброски, эскизы, размышляя с карандашом в руках над композицией будущих зданий, парковых ансамблей или береговых пространств.
С 1913 по 1917 годы С.В. Домбровский работал в качестве помощника архитектора Владимира Щуко в крупных городах – Одессе, Киеве и Варшаве. Начиная с 1918 года, под руководством архитекторов И.В. Жолтовского и А.В. Щусева совершенствовал свое искусство в Москве. Опыт известнейших зодчих стал бесценной школой формирования индивидуального почерка молодого архитектора.
С 1927 года С.В. Домбровский по предложению Свердловского облисполкома и горсовета приезжает в Свердловск. В уральском областном центре он, будучи уже опытным архитектором, возглавляет архитектурно-планировочную мастерскую №2 Свердловоблпроекта, затем работает в системе Свердловского горсовета. Под руководством Домбровского происходит разработка плана Большого Свердловска, который стал основой дальнейшего развития города вплоть до настоящего времени. На выставке представлено одно из первых изданий этого плана с комментариями и пояснениями.
С.В. Домбровский – один из ярких архитекторов, в творчестве которых отразились все этапы развития города в 1920–1940-е годы, поиски новой архитектуры и смена стилевых течений. На выставке можно увидеть исторические фотографии известных Домов горсовета в стиле конструктивизма, возведенных в центральных районах города с 1928 по 1931 годы, и здание УНИХИМа, декорированное С.В. Домбровским с использованием неоклассических элементов, характерных для так называемого периода постконструктивизма и советского ампира.
Особое место в творчестве архитектора занимали задачи благоустройства города – его авторству принадлежит оформление излюбленных зон отдыха свердловчан: Набережной Городского пруда и сквера у оперного театра. Набережную Сигизмунд Владиславович, следуя примеру северной столицы, «одел» в гранит, а сквер украсил фигурами львов, водруженных на парапеты лестницы, вероятно, их образы тоже были навеяны ленинградскими воспоминаниями.
Из биографии мастера известно, что он активно занимался педагогической деятельностью. С 1915 по 1918 годы преподавал на высших женских архитектурных курсах им. Багаевой в Ленинграде; с 1924 по 1927 – в качестве профессора в Архитектурном институте в Ленинграде; с 1928 по 1931 – в Художественно-промышленном (Индустриальном техникуме) в Свердловске, с 1934 года руководил кафедрой архитектуры в Свердловском архитектурном техникуме; а начиная с 1942 года – преподавал в Свердловском архитектурно-строительном техникуме (ныне Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства).
Экспонируемые материалы на выставке: оригинальные авторские проекты, акварели, графические работы и семейные фотографии из фондового собрания МАиД УрГАХУ позволяют познакомить зрителя с основными этапами жизни и творчества архитектора Сигизмунда Домбровского.
Открытие выставки 20 декабря в 17:00
С.В. Домбровский родился в Санкт-Петербурге 26 февраля (по старому стилю) 1883 года. В дипломе, полученном по окончании Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга (1905–1914) значилась специализация: «художник-архитектор» – универсальность образования была характерной чертой времени. И в дальнейшем, работая в разных архитектурных жанрах от малых архитектурных форм до крупных градостроительных проектов, он не оставлял рисунок и акварель, делая наброски, эскизы, размышляя с карандашом в руках над композицией будущих зданий, парковых ансамблей или береговых пространств.
С 1913 по 1917 годы С.В. Домбровский работал в качестве помощника архитектора Владимира Щуко в крупных городах – Одессе, Киеве и Варшаве. Начиная с 1918 года, под руководством архитекторов И.В. Жолтовского и А.В. Щусева совершенствовал свое искусство в Москве. Опыт известнейших зодчих стал бесценной школой формирования индивидуального почерка молодого архитектора.
С 1927 года С.В. Домбровский по предложению Свердловского облисполкома и горсовета приезжает в Свердловск. В уральском областном центре он, будучи уже опытным архитектором, возглавляет архитектурно-планировочную мастерскую №2 Свердловоблпроекта, затем работает в системе Свердловского горсовета. Под руководством Домбровского происходит разработка плана Большого Свердловска, который стал основой дальнейшего развития города вплоть до настоящего времени. На выставке представлено одно из первых изданий этого плана с комментариями и пояснениями.
С.В. Домбровский – один из ярких архитекторов, в творчестве которых отразились все этапы развития города в 1920–1940-е годы, поиски новой архитектуры и смена стилевых течений. На выставке можно увидеть исторические фотографии известных Домов горсовета в стиле конструктивизма, возведенных в центральных районах города с 1928 по 1931 годы, и здание УНИХИМа, декорированное С.В. Домбровским с использованием неоклассических элементов, характерных для так называемого периода постконструктивизма и советского ампира.
Особое место в творчестве архитектора занимали задачи благоустройства города – его авторству принадлежит оформление излюбленных зон отдыха свердловчан: Набережной Городского пруда и сквера у оперного театра. Набережную Сигизмунд Владиславович, следуя примеру северной столицы, «одел» в гранит, а сквер украсил фигурами львов, водруженных на парапеты лестницы, вероятно, их образы тоже были навеяны ленинградскими воспоминаниями.
Из биографии мастера известно, что он активно занимался педагогической деятельностью. С 1915 по 1918 годы преподавал на высших женских архитектурных курсах им. Багаевой в Ленинграде; с 1924 по 1927 – в качестве профессора в Архитектурном институте в Ленинграде; с 1928 по 1931 – в Художественно-промышленном (Индустриальном техникуме) в Свердловске, с 1934 года руководил кафедрой архитектуры в Свердловском архитектурном техникуме; а начиная с 1942 года – преподавал в Свердловском архитектурно-строительном техникуме (ныне Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства).
Экспонируемые материалы на выставке: оригинальные авторские проекты, акварели, графические работы и семейные фотографии из фондового собрания МАиД УрГАХУ позволяют познакомить зрителя с основными этапами жизни и творчества архитектора Сигизмунда Домбровского.
Открытие выставки 20 декабря в 17:00
Партнеры выставочного проекта:
Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера
Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского
Государственный архив Свердловской области
Независимый институт истории материальной культуры
Свердловская организация Союза Архитекторов России
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера
Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского
Государственный архив Свердловской области
Независимый институт истории материальной культуры
Свердловская организация Союза Архитекторов России
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Фотографии С.А. Крылова с открытия выставки | 20 декабря 2023| Музей, ул. Горького, 4а
ПУБЛИКАЦИИ о выставке
Сигизмунд Домбровский и его «Большой Свердловск» © Культура Екатеринбурга