22 ноября – 23 декабря 2018
Музей, Горького, 4А
1 этаж, Малый зал
12+
Музей, Горького, 4А
1 этаж, Малый зал
12+
22 ноября по 23 декабря Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ представляет выставку «Скульптор Эрьзя и Урал: триумф и трагедия», посвященную 100-летию приезда на Урал выдающегося скульптора ХХ века С.Д. Эрьзи (1876–1959).
Выставка подготовлена Международным фондом искусств им. С.Д. Эрьзи (Москва), реализующим международную программу «СКУЛЬПТОР СТЕПАН ЭРЬЗЯ И ВЕСЬ МИР», посвященную 145-летию скульптора.
Новый выставочный проект повествует о ярком и драматичном уральском периоде биографии Степана Дмитриевича Эрьзи, наполненном творческими свершениями и жизненными коллизиями.
«Цель нашего совместного проекта, который мы привезли в Екатеринбург, познакомить жителей Урала с жизнью и творчеством выдающегося мастера ХХ века, чьи жизнь и творческая деятельность были тесно связаны с уральским краем эпохи революции и Гражданской войны, рассказать о его учениках и соратниках, а также – о деятельности международного фонда, основанного с целью поиска, спасения, изучения и пропаганды творческого наследия мастера», – говорит основатель Международного фонда искусств им. С.Д. Эрьзи Михаил Журавлёв.
В июне 1918 года уже хорошо известный в Европе и России скульптор Степан Эрьзя со своей ученицей Еленой Мроз и племянником Василием Нефёдовым выезжает из Москвы на Урал. Первыми местами проживания и работы скульпторов становятся Невьянск и село Мраморское близ Екатеринбурга, где находятся мраморные копи и мастерские по обработке камня. Вскоре в полевской больнице скоропостижно умирает Василий Нефёдов, заболевший по дороге и похороненный впоследствии на местном кладбище.
Осенью 1918 года Эрьзя и Мроз переезжают в Екатеринбург, где Эрьзя назначается на пост организатора скульптурного отделения и мастерских художественно-промышленной школы и буквально создает новый профессиональный центр по подготовке художественных кадров. Скульптор полон грандиозных планов, он много и успешно творит, собирая вокруг себя талантливую молодежь, заражая ее своим энтузиазмом.
В этот период Эрьзя создает свои лучшие работы из уральского мрамора, среди них серия женских образов: «Скорбь» (1919), «Ева» (1919), «Спокойствие» (1919), «Отдых» (1919), «Женский портрет (Мечта)» (1919).
В 1920 году Эрьзя активно работает в русле ленинского плана монументальной пропаганды, одним из первых создав на Урале памятники, посвященные революции и ее апологетам. 1 Мая в центре Екатеринбурга состоялось торжественное открытие ряда монументов, реализованных по замыслу и под руководством С. Эрьзи, – памятника освобожденному труду «Кузнец мира», памятника парижским коммунарам, памятника уральским коммунарам, памятника Свободе, памятника-бюста Карлу Марксу. К сожалению, ни одно из этих грандиозных произведений революционной эпохи не сохранилось, остались лишь фотографии и статьи в архивах.
Именно здесь – на Урале, в очертаниях Алексеевской сопки (близ Златоуста) – ему привиделся облик вождя мировой революции Владимира Ленина. И хотя дерзким проектам Эрьзи так и не довелось осуществиться, Уральские горы придали мощный импульс его творческому воображению – в этот период у скульптора появился грандиозный замысел: в горных отрогах воплотить образы выдающихся исторических личностей. Эта фантазия вселенского масштаба – вполне в духе современной Эрьзе эпохи – не покидала его до конца жизни.
Несмотря на относительно кратковременное пребывание в Екатеринбурге, все же именно уральской главе было суждено стать не только одной из самых ярких и плодотворных, но и, пожалуй, самой драматичной в творческой биографии скульптора.
Эрьзя – мастер, прославившийся своими произведениями в лучших выставочных залах Италии, Франции и Германии, приехавший на Урал с грандиозными творческими планами, которые столь удачно начали осуществляться им в начале, именно на Урале впервые испытал жестокие гонения со стороны собратьев по искусству – художников-футуристов, став жертвой несправедливых наветов и скандалов.
В конце 1920 года после разлада с коллегами и выселения из мастерской Эрьзя уезжает в Москву, покидая Урал навсегда.
Автор проекта – Елена Бутрова (Международный фонд искусств им. С.Д. Эрьзи), куратор проекта – Ольга Колбина (Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ).
Выставка осуществлена при участии Администрации г. Екатеринбурга, профессора архитектуры Владимира Блинова (Екатеринбург), фонда MOMartfoundation (Екатеринбург), рекламной компании «Галерия» и генерального продюсера Владимира Пирожка (Москва).
В программе проекта:
Экспозиция произведений С.Д. Эрьзи, в ее составе: коллекция идентичных слепков произведений С. Эрьзи, созданных им в разные годы в России, Европе и странах Южной Америки, оригиналы которых ныне находятся в малодоступных частных и музейных собраниях (включая произведения уральского периода – «Отдых», «Малая Ева»), а также малоизвестные произведения из частных коллекций г. Екатеринбурга – «Голова татарки», портрет В. Ленина
Фотовыставка, архивный и библиографический разделы
Презентация новых книг о С. Эрьзе, изданных фондом и его партнерами в последние годы на разных языках
Презентация кинопоэмы «Возвращение гения» (2016, реж. А. Новоселов)
Круглый стол «Скульптор Эрьзя на Урале: как сохранить память о выдающемся скульпторе XX века»
Экспозиция детского творчества международного конкурса «Миры мастера Эрьзи», включающая произведения учащихся г. Екатеринбурга. Награждение победителей конкурса состоялось в день открытия выставки"Скульптор Эрьзя и Урал: триумф и трагедия (1918-2018)" 22 ноября 2018 г.
Победители конкурса
Выставка работ участников Международного детского конкурса «Миры мастера Эрьзи» проходит в ГАЛЕРЕЕ«ЦОКОЛЬ», ул. Карла Либкнехта, 25 – новом выставочном и творческом пространстве
Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ.
Время работы: с 11:00 до 17:00 с вторника по субботу, выходные дни: воскресенье, понедельник
Справки по тел.: 7 (343) 372 09 54 7 (495) 500-01-20
Фотографии С.А. Крылова с открытия выставки | 22 ноября 2018 г. | Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ | Екатеринбург, ул. Горького, 4А
Выставка подготовлена Международным фондом искусств им. С.Д. Эрьзи (Москва), реализующим международную программу «СКУЛЬПТОР СТЕПАН ЭРЬЗЯ И ВЕСЬ МИР», посвященную 145-летию скульптора.
Новый выставочный проект повествует о ярком и драматичном уральском периоде биографии Степана Дмитриевича Эрьзи, наполненном творческими свершениями и жизненными коллизиями.
«Цель нашего совместного проекта, который мы привезли в Екатеринбург, познакомить жителей Урала с жизнью и творчеством выдающегося мастера ХХ века, чьи жизнь и творческая деятельность были тесно связаны с уральским краем эпохи революции и Гражданской войны, рассказать о его учениках и соратниках, а также – о деятельности международного фонда, основанного с целью поиска, спасения, изучения и пропаганды творческого наследия мастера», – говорит основатель Международного фонда искусств им. С.Д. Эрьзи Михаил Журавлёв.
В июне 1918 года уже хорошо известный в Европе и России скульптор Степан Эрьзя со своей ученицей Еленой Мроз и племянником Василием Нефёдовым выезжает из Москвы на Урал. Первыми местами проживания и работы скульпторов становятся Невьянск и село Мраморское близ Екатеринбурга, где находятся мраморные копи и мастерские по обработке камня. Вскоре в полевской больнице скоропостижно умирает Василий Нефёдов, заболевший по дороге и похороненный впоследствии на местном кладбище.
Осенью 1918 года Эрьзя и Мроз переезжают в Екатеринбург, где Эрьзя назначается на пост организатора скульптурного отделения и мастерских художественно-промышленной школы и буквально создает новый профессиональный центр по подготовке художественных кадров. Скульптор полон грандиозных планов, он много и успешно творит, собирая вокруг себя талантливую молодежь, заражая ее своим энтузиазмом.
В этот период Эрьзя создает свои лучшие работы из уральского мрамора, среди них серия женских образов: «Скорбь» (1919), «Ева» (1919), «Спокойствие» (1919), «Отдых» (1919), «Женский портрет (Мечта)» (1919).
В 1920 году Эрьзя активно работает в русле ленинского плана монументальной пропаганды, одним из первых создав на Урале памятники, посвященные революции и ее апологетам. 1 Мая в центре Екатеринбурга состоялось торжественное открытие ряда монументов, реализованных по замыслу и под руководством С. Эрьзи, – памятника освобожденному труду «Кузнец мира», памятника парижским коммунарам, памятника уральским коммунарам, памятника Свободе, памятника-бюста Карлу Марксу. К сожалению, ни одно из этих грандиозных произведений революционной эпохи не сохранилось, остались лишь фотографии и статьи в архивах.
Именно здесь – на Урале, в очертаниях Алексеевской сопки (близ Златоуста) – ему привиделся облик вождя мировой революции Владимира Ленина. И хотя дерзким проектам Эрьзи так и не довелось осуществиться, Уральские горы придали мощный импульс его творческому воображению – в этот период у скульптора появился грандиозный замысел: в горных отрогах воплотить образы выдающихся исторических личностей. Эта фантазия вселенского масштаба – вполне в духе современной Эрьзе эпохи – не покидала его до конца жизни.
Несмотря на относительно кратковременное пребывание в Екатеринбурге, все же именно уральской главе было суждено стать не только одной из самых ярких и плодотворных, но и, пожалуй, самой драматичной в творческой биографии скульптора.
Эрьзя – мастер, прославившийся своими произведениями в лучших выставочных залах Италии, Франции и Германии, приехавший на Урал с грандиозными творческими планами, которые столь удачно начали осуществляться им в начале, именно на Урале впервые испытал жестокие гонения со стороны собратьев по искусству – художников-футуристов, став жертвой несправедливых наветов и скандалов.
В конце 1920 года после разлада с коллегами и выселения из мастерской Эрьзя уезжает в Москву, покидая Урал навсегда.
Автор проекта – Елена Бутрова (Международный фонд искусств им. С.Д. Эрьзи), куратор проекта – Ольга Колбина (Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ).
Выставка осуществлена при участии Администрации г. Екатеринбурга, профессора архитектуры Владимира Блинова (Екатеринбург), фонда MOMartfoundation (Екатеринбург), рекламной компании «Галерия» и генерального продюсера Владимира Пирожка (Москва).
В программе проекта:
Экспозиция произведений С.Д. Эрьзи, в ее составе: коллекция идентичных слепков произведений С. Эрьзи, созданных им в разные годы в России, Европе и странах Южной Америки, оригиналы которых ныне находятся в малодоступных частных и музейных собраниях (включая произведения уральского периода – «Отдых», «Малая Ева»), а также малоизвестные произведения из частных коллекций г. Екатеринбурга – «Голова татарки», портрет В. Ленина
Фотовыставка, архивный и библиографический разделы
Презентация новых книг о С. Эрьзе, изданных фондом и его партнерами в последние годы на разных языках
Презентация кинопоэмы «Возвращение гения» (2016, реж. А. Новоселов)
Круглый стол «Скульптор Эрьзя на Урале: как сохранить память о выдающемся скульпторе XX века»
Экспозиция детского творчества международного конкурса «Миры мастера Эрьзи», включающая произведения учащихся г. Екатеринбурга. Награждение победителей конкурса состоялось в день открытия выставки"Скульптор Эрьзя и Урал: триумф и трагедия (1918-2018)" 22 ноября 2018 г.
Победители конкурса
Выставка работ участников Международного детского конкурса «Миры мастера Эрьзи» проходит в ГАЛЕРЕЕ«ЦОКОЛЬ», ул. Карла Либкнехта, 25 – новом выставочном и творческом пространстве
Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ.
Время работы: с 11:00 до 17:00 с вторника по субботу, выходные дни: воскресенье, понедельник
Справки по тел.: 7 (343) 372 09 54 7 (495) 500-01-20
Фотографии С.А. Крылова с открытия выставки | 22 ноября 2018 г. | Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ | Екатеринбург, ул. Горького, 4А