БЛОГ

Бабыкин Константин Трофимович

Кто ясно мыслит, ясно излагает

Константин Трофимович Бабыкин, российский и советский архитектор, основатель высшего архитектурного образования на Урале, внес огромный вклад в формирование облика Екатеринбурга. О нем написаны воспоминания, научные работы, но сегодня его имя приобретает новый исторический аспект в связи с последними исследованиями и открытиями.
Датой рождения зодчего до недавнего времени было принято считать 12 (24) сентября 1880 года. Однако в 2015 году по инициативе И.Н. Колесникова, который занимал в то время должность заместителя начальника Свердловской железной дороги по экономике и финансам, сотрудник Управления железной дороги С. В. Чижёва провела исследование в Государственном архиве Пермского края, где хранились метрические книги церкви Архангела Михаила села Архангельского Соликамского уезда Пермской губернии, в котором родился будущий основатель архитектурной школы. В результате была обнаружена запись, на основании которой можно утверждать, что Константин Бабыкин на два года старше, он родился 17 (29) сентября 1878 года1. Нет достоверных источников, объясняющих, почему сам архитектор позже указывал другую дату рождения, но это факт позволяет поклонникам его таланта в очередной раз обратиться к жизненному и творческому пути Константина Трофимовича.
После окончания Киевского политехнического института в 1907 году Бабыкин вернулся в родные места и начал свою трудовую деятельность в Управлении Пермской железной дороги. Затем состоялся его переезд в Екатеринбург, где в течение почти 20 лет он работал заместителем начальника участка пути станции Екатеринбург. К этому времени провинциальный уездный город превратился в заметный административный и торговый центр с банками, торговыми биржами, деловыми домами, крупным вокзалом, магазинами и театрами. Константин Трофимович сумел точно уловить самобытность Екатеринбурга, предприимчивость, деловую активность и устремления его состоятельных горожан. Думается, что именно здесь он нашел применение своим знаниям и амбициозным планам, возможность визуализировать идеи выразительным архитектурным языком.
«Он творил на рубеже стилистических эпох. Еще сильно было влияние классицизма, но уже утверждался изящный, «природный» модерн, а ему на смену дерзко шагал конструктивизм… Но архитектор не впадал в беспринципную эклектику, его архитектурный почерк ограничен, фасады выразительны, внутренние помещения функциональны, удобны, благородны».2
Не все здания, построенные по проектам К. Т. Бабыкина в начале XX века, сохранились до наших дней. Так, об архитектуре одноэтажного железнодорожного вокзала — первого крупного екатеринбургского проекта зодчего, реализованного в 1907—1914 годах, — мы можем судить только по старым фотографиям, на которых видится общая строгая и элегантная композиция, отвечавшая актуальному тогда стилю модерн.
В 1902 году в Екатеринбурге был объявлен первый в истории города Всероссийский конкурс на строительство Нового городского театра. Конкурс выиграл проект «Светлана» в стиле модерн, выполненный петербургским архитектором В. Н. Семеновым, работавшим тогда на Кавказе. Однако к строительству театра приступили только в 1910 году. По поручению театрально-городской комиссии стройку возглавил гражданский инженер К. Т. Бабыкин. В составе команды профессионалов (инженер Т. И. Реммельт, скульптор А. Д. Вейнберг, архитектор И. К. Янковский, подрядчик Г. И. Голландский) Бабыкин сделал все расчеты, разработал чертежи перекрытия зрительного зала и, что немаловажно, в процессе возведения театра осуществлял личный архитектурный надзор за строительством. Ему удалось получить новую конфигурацию внутреннего пространства — закругленной формы зрительный зал и изящное фойе, что отразилось во внешних формах театра. Бабыкин на этой стройке проявил себя как грамотный специалист в области прогрессивных технологий — по его настоянию впервые на Урале была применена техника бетонирования крупных конструкций. В отделке здания он отступил от строгого «семеновского» модерна и обратился к ренессансным мотивам с элементами барокко. Нарядный «необарочный»3 театр не только стал самой крупной постройкой города до революции 1917 года, но и составил исключение в ряду более строгих проектов К. Т. Бабыкина. В зрелищном объекте отразились художественные фантазии и самые искренние чувства Константина Трофимовича, поклонника театрального искусства.
Новый городской театр. Театр оперы и балета. 1910–1912 гг. Фотография. С.А. Крылов. 2012 г.
В 1913 году в городе вновь объявлен архитектурный конкурс, теперь уже на строительство Делового клуба, призванного стать местом встреч финансовых лидеров, руководителей промышленности, купцов и близких к ним кругов. Проект К. Т. Бабыкина был признан победителем и принят к исполнению. Однако начавшаяся Первая мировая война, а затем революционный переворот 1917 года и Гражданская война надолго остановили строительство. Возобновили стройку только в 1927 году по рабочим чертежам Г. П. Валёнкова и Е. Н. Короткова. Колонны и полуколонны фасада классического «большого ордера» со строгими обелисками стали своеобразными смыслообразующими формами. Ныне это здание, сохранившее свою идентичность, известно как Свердловская государственная академическая филармония.
Деловой клуб. Государственная Филармония. 1913 г.; 1927 г. Фотография. Е.В Савенко. 2008 г.
В 1912—1914 годах по проекту К. Т. Бабыкина строится мануфактурный магазин Н. М. Бардыгина (позже типография «Гранит», картинная галерея Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Эрмитаж-Урал). Для магазина характерны отличительные признаки «бабыкинского»4 решения, проявившиеся, например, в здании Екатеринбургского отделения Русско-Азиатского банка: строгая композиция в русле функционального модерна с четким инженерным расчетом
В 1916 году по проекту К. Т. Бабыкина на главной городской площади начал возводиться новый объект, отвечающий запросам времени, — Товарная биржа. Спроектированное архитектором еще в 1914 году Т-образное в плане здание по объективным причинам долго стояло в центре города угрюмым недостроем. Важно отметить, что в проекте биржи прозорливый архитектор видел социальный заказ на объекты полифункционального характера. Уже в 1920-е годы в помещении помимо биржи размещались институт «Гипромез» и Управление Магнитстроя.5
Это были смутные, суровые времена революции и Гражданской войны. В 1919 году многие состоятельные горожане покинули город вместе с отступавшей армией Колчака. В их числе оказался и Бабыкин. Мы можем лишь предполагать, что, бросив начатые в Екатеринбурге проекты, он сделал это по настоянию отца супруги — зажиточного Кронгольда. В 1919—1920 годах Бабыкин работал архитектором Управления Забайкальской железной дороги в Иркутске, затем начальником отделения гражданских зданий Сибирского округа путей сообщений в Омске, но забыть Урал не смог. Здесь, как гаранты его личной безопасности, уже стояли здания, построенные по его проектам. В 1921 году вернулся в Екатеринбург, чтобы закончить начатое и наметить перспективы. Константин Трофимович возвращается к своим привычным обязанностям — работает заместителем начальника службы пути Пермской железной дороги в Екатеринбурге, «…он всегда стремился заниматься строительством гражданских зданий, но обстоятельства…»6 складывались таким образом, что всегда приходилось работать на железной дороге. С мая 1923 года К. Т. Бабыкин — начальник проектно-технического отдела Пермской железной дороги в Екатеринбурге. Он занимается разработкой проектов железнодорожных объектов для уральских городов, а свободное время посвящает изучению истории нашего города.
С середины 1920-х годов Свердловск, ставший столицей Уральской области, благодаря инвестициям начал очень быстро превращаться в крупный индустриальный центр страны. В город приехало много молодых архитекторов, среди них К. Т. Бабыкин оказался самым старшим и самым опытным. Его позиция «реконструкции классики» отвечала установкам крупных столичных мастеров: И. А. Фомина, В. А. Щуко, А. В. Щусева, считавших, что новая архитектура должна создаваться на основе преемственности опыта прошлого. Ярким примером взглядов мастера стало здание Управления Свердловской железной дороги на улице Челюскинцев, которое строилось с 1925 по 1928 год. Мнения исследователей по поводу стиля объекта различны: одни называют его поздним проявлением классицизма, другие ранним неоклассицизмом. Известно, что К. Т. Бабыкин, как и его современник С. В. Домбровский, в советской архитектуре в ключевых моментах опирался на традиции классической русской дворцовой архитектуры. Поэтому, когда встал вопрос о строительстве административного корпуса, выбор стиля не оставлял сомнений — это был неоклассицизм. Думается, что К. Т. Бабыкин руководствовался своим собственным пониманием необходимости обращения к высокому стилю, как кристаллизатору строгого статуса, регламентированной структуры железной дороги. «В четкой планировочной композиции Управления дороги отразилась та субординационная ясность, какая присуща огромному железнодорожному хозяйству».7
Управление Свердловской железной дороги. 1928 г. Фотография. С.А. Крылов. 2023 г.
В этом отношении для К. Т. Бабыкина внешние формы Клуба Дорпрофсожа (позже Клуб имени А. А. Андреева и Дворец культуры железнодорожников), построенного совместно с архитекторами Е. С. Балакшиной и Г. И. Потаповым в 1929—1933 годах, стоят особняком в его творчестве. Здание представляет собой ранний этап переходного периода от конструктивизма к неоклассике, так называемого постконструктивизма8, на Западе известного как ар-деко. Объемы из геометрических фигур несут отпечаток руки мастера архитектуры. При этом в интерьерах, поражающих своей фантазией, К. Т. Бабыкин остался верен принципам классического наследия.
Дворец культуры железнодорожников им. А.А. Андреева. Клуб Дорпрофсожа им. А.А. Андреева. 1927–1933 гг. Фотография. Е.В. Савенко. 2008 г.
Такое же празднично-торжественное решение интерьеров мы встречаем в здании Уральского индустриального института (УПИ, УрФУ), построенном при участии К. Т. Бабыкина в 1930—1939 годы. История строительства будущего УрФУ связана с Всесоюзным конкурсом, объявленным в 1928 году Народным комиссариатом просвещения. Первого места был удостоен проект московского архитектора С. В. Чернышева. Реализацию проекта поручили К. Т. Бабыкину, Г. Я. Вольфензону, А. П. Уткину, А. Б. Горшкову и А. С. Трифонову. Величественный фасад с торжественным восьмиколонным портиком ионического ордера главного корпуса нового вуза, возведенного на возвышенном участке, эффектно завершил главную эспланаду проспекта Ленина. Впоследствии К. Т. Бабыкин в этом здании преподавал историю архитектуры своим ученикам, доносил до них тонкости архитектурного дела и открыл архитектурную специальность, став основателем Уральской архитектурной школы. Жизнь К. Т. Бабыкина, протекавшая в сложных, неоднозначных условиях советского строя, можно с большой уверенностью назвать творчески состоявшейся и достойной примера для всех последующих поколений уральских архитекторов.
УрФУ имени первого Президента РФ Б.Н. Ельцина. Уральский индустриальный институт. Уральский политехнический институт. 1929–1956 гг. Фотография. С.А. Крылов. 2022 г.

Ваньчугова Наталья Николаевна

хранитель Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ им. Н. С. Алфёрова

член АИС, магистр искусствознания

Штубова Елена Валентиновна

директор Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ

кандидат исторических наук, доцент

  1. Десятов В. Г. Константин Трофимович Бабыкин: биографический очерк о жизни мастера архитектуры. Доп. и испр. изд. Екатеринбург: Свердл. ж. д., 2015. С. 6
  2. Блинов В.А. Дедушка уральских архитекторов // Архитектор Константин Бабыкин. Все о нем: статьи, эссе, рассказы (коллектив авторов). Екатеринбург: TATLIN, 2015. С. 15–16.
  3. Звагельская В.Е. Ленина, 46а. Здание Оперного театра // Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Т. I. Екатеринбург: Издательский дом СОКРАТ, 2007. С. 303–305.
  4. Ваулина В.В. Спасибо тебе, учитель // Архитектор Константин Бабыкин. Все о нем: статьи, эссе, рассказы (коллектив авторов). Екатеринбург: TATLIN, 2015. С. 22.
  5. Позднее, за два года до Великой Отечественной войны, здание стало Пассажем, который пережил кардинальную реконструкцию в 2012–2015 годах и фактически поглотил «бабыкинское» здание эпохи модерна.
  6. Старков В. У истоков «Обучения искусству располагать, строить и украшать здания» // Веси. 2017. № 3. С. 56.
  7. Берсенева А. Жил в городе архитектор // Архитектор Константин Бабыкин. Все о нем: статьи, эссе, рассказы (коллектив авторов). Екатеринбург: TATLIN, 2015. С. 8–10.
  8. Смирнов Л.Н. Архитектура ЕкатеринбургаСвердловска в период постконструктивизма: от конструктивизма через стилистику ар-деко к неоклассике (1934–1938). Екатеринбург: Изд-во УрГАХУ, 2023. 124 с.

Статья опубликована: Константин Бабыкин: к 145-летию архитектора. Каталог выставки. Архитекторы Свердловска-Екатеринбурга. ISBN 978-5-903527-47-2


Ваньчугова Н.Н, Штубова Е.В., Бабыкин Константин Трофимович. Кто ясно мыслит, ясно излагает // Константин Бабыкин: к 145-летию архитектора: каталог выставки / Урал. гос. архитектурно-художеств. ун-т, Независимый ин-т истории материальной культуры ; отв. ред. Е. В. Штубова, авт.-сост. Н. Н. Ваньчугова, А. С. Ворошилова, Е. В. Штубова, авт. вступ. ст. А. В. Долгов [и др.]. – Екатеринбург: НИИМК, 2023. – С. 12–15.
Блог