БАЖОВ-ФЕСТ – это своего рода исследовательская лаборатория, в рамках которой участники ищут способы воплощения фантазийных миров, анализируя историческую, культурную, лингвистическую и археологическую специфику региона.
Проект «Бажовские образы Геннадия Мосина» в рамках фестиваля призван раскрыть творческие поиски художника на его длинном пути познания родного края через художественные образы Бажова, его истории и мифологии. В своё время Павел Петрович Бажов провёл огромную работу по внедрению горнозаводской истории края в сознание современников. Он создал яркие художественные образы, во многом объединившие фантастическое и бытовое, взятое из рассказов заводчан и подтверждённое архивными документами. Литературоведы утверждают, что за каждым сказом Бажова стоят исторические факты и природные явления. С ранних лет полюбив мир бажовских сказов, художник на протяжении жизни снова и снова обращался к нему как в живописи, так и в графике.
Геннадий Сидорович Мосин родился 26 января 1930 г. в селе Каменноозёрском (Богдановичский район Свердловской области) в крестьянской семье, с 1931 г. жил с мамой в г. Берёзовском. С раннего детства он мечтал стать художником, настоящим мастером. После окончания Свердловского художественного училища обучался в Академии художеств в Ленинграде. Защитив диплом, вернулся на Урал, с 1960 г. жил с семьей в Свердловске.
Геннадий Мосин получил известность прежде всего как автор больших живописных полотен, портретов современников, уральских пейзажей. Однако тема Бажова пронизывает весь творческий путь художника. Дипломная работа в Академии художеств (1957) получила название «Каменный цветок», в том же году по мотивам сказов Бажова художник расписал стены одной из комнат Дома пионеров в закрытом городе Свердловск-45 (ныне Лесной). Бажовские герои узнаются на эпическом полотне «Сказ об Урале» (1967). Картина «Малахитовая шкатулка» (1979) представляет центральный образ одноименного сказа – Танюшку. С начала 1970-х годов Геннадий Мосин, работая по договорам со Средне-Уральским книжным издательством, планомерно осуществляет свою давнюю мечту – воплотить мир бажовских сказов в книжной графике. В серии «Уральские сказы» с его иллюстрациями вышли «Серебряное копытце» (1972) и «Малахитовая шкатулка» (1976), к 100-летию со дня рождения П.П. Бажова (1979) сказ «Малахитовая шкатулка» был издан в сувенирном варианте книжки-малютки. Герои Бажова запечатлены на многих рисунках этого времени: дед Слышко, Медной горы Хозяйка, Танюшка, Степан, Данила-мастер, Айлып. Мосин собирался написать портрет Бажова, но успел создать лишь эскиз к нему. В последние годы жизни художник работал над иллюстрациями к 26 сказам Бажова. Сборник «Малахитовая шкатулка» должен был выйти в 1981 г., но подготовка книги в издательстве затянулась. «Малахитовая шкатулка» в художественном оформлении и с иллюстрациями Геннадия Мосина, ставшая последним творческим свершением мастера, вышла спустя два месяца после смерти художника: он скончался 20 декабря 1982 г. после тяжелой продолжительной болезни.
Парадоксально, но тысячелетия истории региона всё ещё недостаточно описаны. Осознание этой информационной лакуны и объединяет исследователей и художников в их поисках. Возможно, Урал совсем не то, чем кажется. Можно ли ограничивать «суть» территории исключительно индустриальными достижениями? Какие богатства языка, традиций, образов, рождённых на Урале, всё ещё скрыты от современной культуры?