25 сентября – 25 октября 2020 Музей, Горького, 4А 2 этаж, зал № 210 6+
Название выставки как нельзя лучше передаёт место Елизаветы Манеровой – и по месту жительства, и в семье, и в общественной жизни, и в декоративном искусстве Урала.
Кажется, что речь идёт о городском пейзаже и любимых точках города, определяющих его неповторимое лицо – из раза в раз изображаемых, заученных и повторяемых – как любимые стихи в разных обстоятельствах… Жизнь в центре города – это погружение в среду, где всё незыблемо и узнаваемо: камни – они всегда на своих местах. Но тем более видимы и значительны перемены, связанные с погодой, сезонами, временем дня. Самые незначительные нюансы привлекают внимание. Канва наблюдений за действительностью складывается в рисунок состояний, фиксирующих осень – вообще, утро – как всегда, дождь – как никогда прекрасный. Свет, цвет, детали, фактура – всё может быть источником и инструментом создания новой художественной реальности, когда факты становятся основой эмоционально пережитого образа. Плотинка, дождь или снег в лицо, тающие силуэты Водонапорной башни, лиственниц и комплекса музеев на берегах Исети; голуби на снегу как многоточие, попытка сложить послание на птичьем языке. Но и человеческий язык, текст, буквицы – отдельная тема в творчестве Е. Манеровой.
Декоративное искусство – оно о самом существенном в жизни человека, а что может быть более существенным, чем сердце города для постоянного и пытливого путешественника, очарованного наблюдателя. Шаговая доступность диктует именно пошаговое восприятие такого знакомого и такого непредсказуемого материала, как город. Тропки-дорожки, переходы и лестницы, такие знакомые плиты тротуаров – ежедневный маршрут в треугольнике между домом, мастерской и университетом. Новая мастерская – новые работы. Наконец-то в окнах появилось небо, а значит – возможность неторопливого созерцания; как следствие – отстранённость над-сюжетная, полётная, иной колорит, рождённый из светлых благословенных стен.
Новые работы несут тончайшее чувство цвета, которым обладают только прирождённые графики. Северные колориты серебристых зимних работ, виртуозная мозаичная раскладка цвета в панно-палантинах, в которых образ осени решён через вибрацию отражений и прибитых к берегам тёмной воды листьев. Нет необходимости говорить о том, что художник связан условностями материала, – батик в исполнении Е. Манеровой становится пусть декоративной (ёмкой, лаконичной), но картиной, ПОЛОТНОМ.
Узнаваемый, фирменный «манеровский» стиль письма: смелость и точность рисунка, острота цветового приёма, бесстрашие в применении и сочетании красок – на выставке обрёл новое, светлое звучание.
И всё-таки центр – не только география. Елизавета Манерова – человек на стыке всего, на острие, в центре. Выставка зримо иллюстрирует то, как современный человек, распятый множеством ролей, способен «взять паузу», остановить бег, всмотреться, почувствовать и зафиксировать нетленную красоту окружающего мира. Поделиться ею. Выдохнуть и свободно двигаться дальше. Свойство «быть в центре» – непреодолимо.
Фотографии С.А. Крылова c открытия выставки | 25 сентября 2020 г. | Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ | Екатеринбург, Горького 4А