Дизайн автомобилей: модели купе от Нуччо Бертоне. 100 лет итальянского стиля
Куратор: архитектор Энцо Форнаро
При поддержке: Посольства Италии в Москве – Итальянского института культуры в Москве – Фонда Нуччо Бертоне – Национального автомобильного музея в Турине – Музея Bonfanti-Vimar – Реестра Ancetres Club Italia
Организаторы: Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ – EF International Service Art
Экспозиция является частью насыщенной программы Итальянской культурной недели, организованной Посольством Италии в Москве, Итальянским институтом культуры в Москве и ENIT в рамках промышленной выставки «Иннопром» в Екатеринбурге, на которой Италия представлена в статусе почетного гостя.
Кроме того, этой значительной выставкой мы хотим отметить День итальянского дизайна, который отмечают 8 июля, проиллюстрировав большой вклад итальянских дизайнеров в мировой автомобильный дизайн.
Экспозиция посвящена итальянскому автодизайну и одному из ярчайших его представителей — кузовному ателье Bertone, основанному в далеком 1912 году. За более чем столетнюю историю ателье подготовило множество моделей, которые заняли почетное место в мире автомобильного дизайна, — от первых работ Джованни Бертоне на заре XX века до совершенных концепт-каров Нуччо Бертоне, каждый из которых представляет собой произведение искусства. Куратором экспозиции выступает известный архитектор Энцо Форнаро, имеющий широкий опыт организации международных выставок дизайна.
Стиль работы кузовного ателье всегда был отмечен поиском идеального сочетания уникальных идей с новейшими технологиями. Каждое его творение воплощает в себе свободу мышления дизайнеров, работавших вместе с Нуччо, фантазия которых не была ограничена коммерческими интересами и инженерной выгодой. Более того, они никогда не считали автомобиль просто средством передвижения. Именно благодаря такому подходу ателье создавало модели, продвигавшие важнейшие изменения в концепции автомобиля. Некоторые работы Bertone признаны настоящими шедеврами искусства — например, Lamborghini Miura принимала участие в историческом проекте нью-йоркского музея современного искусства МоМА.
Нуччо Бертоне и его дизайнеры создавали автомобили и их архитектуру подобно великим скульпторам, идеально сочетая линии, формы и объемы. Именно в силу этого творения ателье высоко ценят не только эксперты, но и люди, обладающие развитым художественным вкусом, без которого невозможно представить итальянскую культуру. Аурой исключительности отмечен и итальянский промышленный дизайн. Alfa Romeo, Ferrari, Lancia, Lamborghini и Maserati уже давно — некоторые из них более века назад — стали синонимами безупречного вкуса и стиля во всем мире. В экспозиции проводниками идей ателье выступают несколько моделей купе, созданных с период с 1950-х по 2012-й — год столетия Bertone.
Для своего времени все эти купе имели необычные формы и линии, будто обращенные в будущее. И в этом чувствуется стремление найти новое слово в стилистическом языке. Примером может служить Alfa Romeo Giulietta Sprint 1954 года, созданная Марио Боано и Франко Скальоне, которая определила исходный код дизайна купе в годы экономического возрождения. Сотрудничество Bertone с Alfa Romeo дало жизнь одним из самых интересных и эмоциональных купе в истории. Например, Alfa Romeo Montreal работы Марчелло Гандини, представленная в качестве автомобиля мечты на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году. Именно ее назвали «олицетворением предельных способностей человека в автомобильной индустрии».
Невероятно плодотворным оказался и союз Bertone с Lamborghini. Автомобили их совместной работы стали легендами в области дизайна и инженерии и смогли завоевать любовь во всем мире. Посетители экспозиции увидят Lamborghini Espada, созданную Гандини в 1968 году. Эта модель являлась проводником новой для того времени идеи крупного четырехместного купе, гарантировавшего своим пассажирам высочайший уровень комфорта. Пресса в те времена называла его «роскошной гостиной, способной разгоняться до 250 км/ч».
Выставочный автомобильный маршрут завершает концепт-кар Nuccio, созданный к столетию ателье Bertone и представленный на Женевском автосалоне 2012 года. К сожалению, Нуччо Бертоне его появления не застал — великий маэстро скончался в 1997 году. Футуристический автомобиль, созданный дизайнером Майком Робинсоном, вобрал в себя всю историю кузовного ателье, но при этом он же смотрит и в будущее, как учил Нуччо.
В экспозиции представлен и так называемый Mascherone — деревянный макет Alfa Romeo Giulietta Sprint 1954 года, который помогает понять, как создавался и воплощался в металле дизайн купе. Этот ценнейший экспонат Нуччо Бертоне лично передал Национальному музею автомобилей в Турине.
Автомобили работы Bertone всегда выделялись не только утонченным стилем, но и его сочетанием с новейшими технологиями и функциональностью. Некоторые элементы стиля, дебютировавшие в купе итальянского ателье, сейчас встречаются в серийных моделях. Однако в свое время их появление стало сенсацией.
Автомобили, участвующие в выставке, предоставлены Национальным музеем автомобиля в Турине (занимает 35-е место в списке 50 самых красивых музеев мира), музеем Bonfanti-Vimar, коллекционером уникальных моделей автомобилей Коррадо Лопресто и другими.
Экспозиция включает огромную коллекцию рисунков и фотографий, которые дают глубокое понимание того, насколько серьезный путь проделало ателье Bertone за свою столетнюю историю.На выставке представлен и портрет Нуччо Бертоне, написанный Джорджетто Джуджаро. Его предоставил Фонд Нуччо Бертоне как напоминание о том, что маэстро был не только успешным дизайнером и предпринимателем, но и обладал даром находить и развивать таланты.
Завершают экспозицию несколько рисунков, предоставленных Государственным архивом Италии и историческим архивом Bertone. Например, наброски, сопровождавшие новые модели на презентациях, и проектные чертежи. Есть и несколько экспонатов, связанных с автоспортивными мероприятиями, для участия в которых ателье Bertone подготовило успешнейшие модели, включая легендарную Lancia Stratos.
Дизайн не ограничивается внешностью автомобиля, он важен во всех сферах. Поклонники автоспорта могут увидеть гоночные комбинезоны, в которых пилоты Сандро Мунари и Марко Мануччи одержали победу в ралли Монте Карло на легендарной Lancia Stratos работы Гандини, и комбинезон Джорджо Пьянта, одержавшего несколько побед на Fiat 131 Abarth, дизайн которого разработало ателье Bertone.
Экспозиция включает еще одну интересную работу Bertone — симпатичный скутер Innocenti Lambretta Lui. Дизайн для него создал Марчелло Гандини в 1968 году — по его задумке именно так должно было выглядеть транспортное средство для молодежи в новую эру, когда ее голос в мировом сообществе начинал звучать все сильнее.
Открытие состоится 7 июля в 11:00 1-й этаж, Атриум, Уральский центр развития дизайна
Фотографии С.А. Крылова | 7 июля 2021 г. | Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ | Екатеринбург, Горького 4А