20 декабря 2023 – 31 марта 2024 Музей, Горького, 4а 6+
Сборные экскурсии проходят каждую среду, начало в 17:00 Экскурсии (индивидуальные и групповые) по предварительной записи
Выставка продолжает цикл музейных проектов в рамках фестиваля «Дни архитектурного наследия», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
С.В. Домбровский родился в Санкт-Петербурге 26 февраля (по старому стилю) 1883 года. В дипломе, полученном по окончании Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга (1905–1914) значилась специализация: «художник-архитектор» – универсальность образования была характерной чертой времени. И в дальнейшем, работая в разных архитектурных жанрах от малых архитектурных форм до крупных градостроительных проектов, он не оставлял рисунок и акварель, делая наброски, эскизы, размышляя с карандашом в руках над композицией будущих зданий, парковых ансамблей или береговых пространств.
С 1913 по 1917 годы С.В. Домбровский работал в качестве помощника архитектора Владимира Щуко в крупных городах – Одессе, Киеве и Варшаве. Начиная с 1918 года, под руководством архитекторов И.В. Жолтовского и А.В. Щусева совершенствовал свое искусство в Москве. Опыт известнейших зодчих стал бесценной школой формирования индивидуального почерка молодого архитектора.
С 1927 года С.В. Домбровский по предложению Свердловского облисполкома и горсовета приезжает в Свердловск. В уральском областном центре он, будучи уже опытным архитектором, возглавляет архитектурно-планировочную мастерскую №2 Свердловоблпроекта, затем работает в системе Свердловского горсовета. Под руководством Домбровского происходит разработка плана Большого Свердловска, который стал основой дальнейшего развития города вплоть до настоящего времени. На выставке представлено одно из первых изданий этого плана с комментариями и пояснениями.
С.В. Домбровский – один из ярких архитекторов, в творчестве которых отразились все этапы развития города в 1920–1940-е годы, поиски новой архитектуры и смена стилевых течений. На выставке можно увидеть исторические фотографии известных Домов горсовета в стиле конструктивизма, возведенных в центральных районах города с 1928 по 1931 годы, и здание УНИХИМа, декорированное С.В. Домбровским с использованием неоклассических элементов, характерных для так называемого периода постконструктивизма и советского ампира.
Особое место в творчестве архитектора занимали задачи благоустройства города – его авторству принадлежит оформление излюбленных зон отдыха свердловчан: Набережной Городского пруда и сквера у оперного театра. Набережную Сигизмунд Владиславович, следуя примеру северной столицы, «одел» в гранит, а сквер украсил фигурами львов, водруженных на парапеты лестницы, вероятно, их образы тоже были навеяны ленинградскими воспоминаниями.
Из биографии мастера известно, что он активно занимался педагогической деятельностью. С 1915 по 1918 годы преподавал на высших женских архитектурных курсах им. Багаевой в Ленинграде; с 1924 по 1927 – в качестве профессора в Архитектурном институте в Ленинграде; с 1928 по 1931 – в Художественно-промышленном (Индустриальном техникуме) в Свердловске, с 1934 года руководил кафедрой архитектуры в Свердловском архитектурном техникуме; а начиная с 1942 года – преподавал в Свердловском архитектурно-строительном техникуме (ныне Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства).
Экспонируемые материалы на выставке: оригинальные авторские проекты, акварели, графические работы и семейные фотографии из фондового собрания МАиД УрГАХУ позволяют познакомить зрителя с основными этапами жизни и творчества архитектора Сигизмунда Домбровского.